Законы пишут люди, а потому предусмотреть все возможные случаи невозможно — жизнь более разнообразна, чем человеческая фантазия. А потому на практике иногда возникают ситуации, которые ставят в тупик практикующих юристов. Так случилось в США некоторое время назад.
Жительница штата Мичиган признана виновной в убийстве своего мужа Мартина. Как сообщило следствие, обвиняемая выпустила в супруга пять пуль, после чего попыталась застрелиться. Жюри присяжных признало её виновной в предумышленном убийстве. При этом в ходе следствия со слов родственников погибшего было установлено, что питомец погибшего — попугай жако по кличке Бад не раз повторял голосом своего бывшего хозяина фразу «Не стреляй!», сопровождаемую нецензурной бранью.
И вот тут американские полицейские и прокуроры столкнулись с задачкой, которую не сразу смогли разрешать. Проверив слова родственников жертвы, полицейские убедились, что птица действительно произносит голосом погибшего мольбу о пощаде, сдобренную порцией нецензурной лексики. С другой стороны — а как это использовать в суде? Птица не может дать присягу, не может нести ответственность за ложные показания, а потому свидетель из неё так себе, надо признаться.

Не смотря на это, прокуроры поначалу рассматривали возможность использования издаваемых попугаем звуков в качестве аргумента обвинения. Однако в итоге эта идея была отклонена, птицу решили не мучить допросами и никак не использовать по делу.
А как у нас?
В наших реальностях вопрос об использовании птицы, даже такой умной, в качестве свидетеля точно не встал бы. Закон четко говорит, что свидетелем может быть только человек.
Однако, это не означает, что наши следователи и прокуроры не смогли бы использовать попугая жако в качестве доказательства. Всё дело в том, что наше процессуальное законодательство позволяет использовать любые предметы которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Животные, кстати говоря, согласно закону, относятся именно к предметам.
А потому, проведя необходимые следственные действия с участием специалиста-орнитолога, вполне возможно было использовать попугая в качестве доказательства по делу. Во всяком случае, в России имеется обширная и устоявшаяся практика признания других животных — собак — вещественными доказательствами в тех случаях, когда они выступали орудиями преступления.
Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх, чтобы не пропустить новые статьи. И не забывайте делиться в соцсетях.