На заседании временной Межведомственной рабочей группы по вопросам расследования преступлений, связанных с врачебными ошибками 12 июля подготовлено предложение о внесении в УК РФ специальной нормы, регламентирующей уголовную ответственность медицинских работников за преступления по службе и исключающей возможность квалификации их действий по другим статьям Кодекса (в частности, ст. 109, 118, 238, 293).
В чем суть
Идея создания специальной группы по расследованию таких преступлений принадлежит Следственному комитету РФ, а точнее господину Бастрыкину, который выступает с такими инициативами с 2016 года и активизирует свою деятельность на фоне каждого громкого дела о врачебных ошибках.
Следком предлагает дополнить УК РФ новыми статьями: о ненадлежащем оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (ст. 124.1) и о сокрытии нарушения оказания медицинской помощи (ст. 124.2). Статью 235 УК предлагается изложить в новой редакции: «Незаконное осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности».
Аргументация у следователей, надо сказать, так себе. Предлагаемые изменения содержат указание на субъект преступления – медицинского работника, конкретизацию вида помощи – медицинскую, в том числе медицинских услуг, учитывают различные последствия. При этом не понятно, чем же действующие нормы УК РФ, содержащие похожие указания, не удовлетворяют Следком.
Необходимо отметить, что уже сейчас в УК РФ целый «букет» статей, по которым могут привлечь врача к ответственности за то или иное деяние, в частности ст. 109, ч. 2 ст. 118, ст. 124, ст. 238 УК РФ и ряд других.
Почему это бессмысленно
Введение новых запретов и наказаний по поводу и без является отличительной чертой последнего времени. И свидетельствовать она может только об одном — полном непонимании предмета, о котором идет речь. В погоне за новыми способами наказания в очередной раз продемонстрировано, что отдельные руководители Следкома в принципе не понимают, как расследуются уголовные дела и какие трудности существуют при расследовании дел о врачебных ошибках.
Трудности не в формулировках, заложенных в УК РФ. Трудности в том, что
-следователи ленятся своевременно изъять медицинскую документацию, из-за чего её часто переписывают задним числом и что-либо доказать становится проблематично;
-следователи ленятся читать заключения экспертов по трупам полностью и пропускают очевидные ошибки и злоупотребления, как это было, например, в деле с «пьяным мальчиком»;
-следователи элементарно не умеют ставить правильные вопросы на разрешение экспертов и требовать полные ответы на эти вопросы;
-сами экспертизы зачастую проводятся коллегами и друзьями тех, в отношении кого расследуются уголовные дела.
Это далеко не полный перечень проблем по делам о врачебных ошибках, но уже из него видно, что простым переписыванием кодекса, как того хочется отдельным руководителям Следкома, ситуацию с ненадлежащим расследованием дел о врачебных ошибках решить невозможно.