Вызвавшая широкий общественный резонанс статья «Новой газеты» о пытках в одной из колоний Ярославской области в очередной раз спровоцировала широкую дискуссию на тему контроля за соблюдением прав осужденных в исправительных учреждениях.
В повседневной жизни обыватель старается не замечать тему условий нахождения осужденных в колониях, их безопасности и соблюдения прав. Многочисленные статьи и материалы об откровенном произволе со стороны государства в отношении своих, пусть и оступившихся, граждан, как правило остаются без должного внимания, а работа адвокатов и правозащитников в этом направлении — без освещения.
А между тем ровно за день до публикации статьи «Новой газеты» был принят закон, расширяющий права общественных наблюдательных комиссий, проверяющих условия содержания осужденных в колониях.
Теперь члены ОНК вправе осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в целях фиксации нарушения прав подозреваемых и обвиняемых. Раньше о видео-фиксации можно было только мечтать, а потому, как правило, ФСИН имела возможность «отписываться» о том, что доводы ОНК не подтвердились. Теперь это будет делать сложнее. Это из позитивного.
А теперь бочка дегтя в ложке меда. Реализовать новые полномочия будет не так то и просто. Во-первых, необходимо письменное разрешение. Два. Одно — от администрации (мы разрешаем Вам фиксировать наши нарушения), второе — от самого содержащегося (я не достаточно запуган, чтобы подписать письменное разрешение, понимая, что официальное разбирательство займет не один месяц, а я буду всё это время находиться в заложниках у тех, на кого пожаловался).
Во-вторых, съемку можно проводить только в специально отведенных местах. Места эти, естественно, определяет администрация учреждения. То есть, на видео до сих пор нельзя будет зафиксировать пыточные условия камер, грязь в местах общего пользования и тому подобное.
Во всей этой ситуации очень радует настойчивость ОНК. Они из года в год методично «продавливают» расширение своих полномочий, дабы человек, оказавшийся в условиях лишения свободы, оставался человеком, а не превращался по условиям содержания в скот. Печально — противодействие отдельных государственных органов.